|
|
...Ты жалуешься на сыновей твоих. Тебя оскорбляет, что они уже не слушаются твоих советов, как бывало прежде; что они более доверяют своему собственному незрелому уму, чем благоразумию людей опытных; что они хотят пользоваться свободой, которой еще не умеют распорядиться; но ты забываешь, что они уже не дети. Ты жалуешься, что они опрометчивы, легко вдаются в крайности, увлекаются, не думают о будущем; но ты забываешь, что они еще не взрослые люди, что самый закон еще не признает их совершеннолетними, не дозволяет им в важных случаях жизни свободно распоряжаться судьбой своей и своим имуществом, смягчая ответственность их при проступках; словом, ты забываешь, что они юноши. И многие забывают это. О воспитании детей и у нас было писано довольно и особенности детства разработаны довольно подробно; о воспитании юности думали у нас очень мало; я, по крайней мере, не знаю ни одной статьи, где бы особенности юношеского возраста были исследованы, а вместе с тем выставлены и необходимые особенности юношеского воспитания, а между тем юность имеет не менее детства своих характеристических отличий.
Прежде всего согласимся в том, что голос природы должен быть выслушан и родителями, и обществом, и воспитателями, и законодательством. С природой плохо спорить: можно, пожалуй, не уважать ее законов, можно помешать их выполнению в развитии человека, но из этого ничего хорошего не выйдет: человеку остается только узнать эти законы и воспользоватьсяих силой.
Юность такой же необходимый период в развитии человека, как и детство, и обойти этот период невозможно и, если бы было возможно, то было бы крайне неразумно. Есть, правда, люди, у которых почти не бывает юности — и которые из детей прямо почти становятся взрослыми; но это плохие люди: общество столь же мало может ожидать от них плодов, как садовник от дерева, которое не цвело; потому что юность в развитии животного и человеческого организма — такой же существенно важный и необходимый период, как период цвета в организмах растительных. Цвет часто бывает пустоцвет, но без цветов плодов быть не может.
Но в чем же состоят особенности этого необходимого, существенного перехода от детства к возмужалости? Если мы обратимся за разрешением этого вопроса к физиологии, то увидим, что переход от детства к юности обозначается проявлением половой зрелости. Если обратимся к психологам, то также не найдем удовлетворительного ответа: одни из них занимались более метафизическими вопросами, чем наблюдением, другие наблюдали процесс рождения чувств и мыслей; но те и другие мало обращали внимания на явления постепенного развертывания духовной природы человека. И в этом, как и во многих других случаях, самую меткую мысль найдем мы у старика Гегеля, несмотря на туманную абстрактность выражений берлинского Аристотеля. Постараемся, сколько возможно яснее, передать его мысль:
«Мальчик созревает в юношу, когда при наступлении половой зрелости начинает в нем пробуждаться жизнь природы и ищет себе удовлетворения. Юноша ищет вообще существенного в самых общих явлениях человеческой жизни; его идеал уже не в личности взрослого человека (родителя, воспитателя, учителя), но вообще идеал любви, дружбы, всеобщего мирового порядка. Но юноша считает эти самые общие идеалы человечества своими личными идеалами и действительно примешивает к ним много личных, субъективных воззрений. В этом личном понимании общих идеалов скрывается противоречие, которое отражается во всем характере юности. Богатое воодушевляющее содержание этих идеалов вливает в душу юноши чувство силы, и он чувствует себя призванным и способным переделать мир по собственному идеалу; а пылкость увлечений и недостаточность в глубине воззрений не дает ему возможности видеть, что в действительности и так уже развиваются и осуществляются эти идеалы, насколько в них есть всеобщего и разумного, и самое осуществление этих идеалов кажется ему измененным. Таким образом, то бессознательное спокойствие, в котором живет дитя, в юноше разрушается и сменяется борьбою. Это стремление к идеалу придает юности тот характер благородства и бескорыстия, которых, по-видимому, недостает зрелому возрасту, когда человек более заботится о своих особых временных интересах; но на деле выходит, что юноша, стремясь ко всеобщему, стремится удовлетворить только своим субъективным воззрениям, живет в своем особенном мире мечтаний и заботится о своем личном развитии, тогда как взрослый, будучи погружен в действительность, работая для себя, принимает действительное участие в историческом осуществлении идеалов человечества. К этому необходимо приходит юноша: чтобы осуществить свой идеал, он стремится образовать самого себя, и в этих попытках юноша делается мужем».
Сообразно с этим Гегель несколько дальше говорит: «Что в этом юношеском идеале есть истинного, то удерживается и в практической действительности; только от неистинного, от пустых абстракций отучивается взрослый человек: объем и род его занятий могут быть очень различны, но существенное во всех человеческих делах одно и то же, а именно — справедливое, нравственное, религиозное». Во всех сферах практической деятельности могут поэтому найти люди удовлетворение и честь, если каждый в своей особенной сфере, которую представят ему случай, необходимость или свободный выбор, сделает то, что можно от него потребовать по справедливости. Но для этого прежде всего нужно, чтобы образование юности, превращающейся в мужа, было закончено, чтобы он выучился из юности в зрелый возраст, и во-вторых, чтобы он стал сам заботиться о своем содержании, решившись работать для других. Одно образование не делает еще юноши совершенно взрослым человеком: для этого нужна еще ему личная разумная забота о своих временных интересах; точно так же, как народы только тогда являются зрелыми, когда могут уже сами заботиться о своих духовных и материальных интересах... |
|
|