|
|
Нравственное существует в душе в отдельных наклонностях, из которых потом образуется нравственный принцип. Отсюда и педагогическое правило – поселять в душе дитяти «частные склонности, сообразные норме, потом, когда появятся уклонения, вызвать чувствования, и к этому уже присоединить сознание нравственного». То есть создай сначала материал нравственности, а потом уже её правила.
То же самое следует сказать и об искоренении дурных наклонностей, хотя здесь сила понятий и суждений более имеет влияния. Тут задача в том, чтобы отбросить морально-неправильное, а это могут сделать суждения, как и сами по себе имеющие силу. Но напрасно ожидали бы мы, чтобы суждения и моральные наставления уничтожили дурную наклонность. «Вообще, - говорит Бенеке, - нет такого средства уничтожить в душе что-нибудь, раз образовавшееся. В развитии своём душа всё идёт далее, и потому, ввиду наклонности безнравственной, не остаётся ничего более, как воспитать добрую наклонность ещё большей силы, и эта-то добрая наклонность будет загонять другую в бессознательное состояние».
Надобно, следовательно, воспитывать положительно хорошие наклонности, не давая пищи дурным. Пример действует на дитя сильно потому, что здесь является сила ясного представления действия. Но не все примеры действуют с одинаковой силой: надобно, чтобы уже образовались прежде соответствующие примеру наклонности. Вот почему примеры сверстников имеют гораздо большее влияние, чем примеры взрослых.
Непременно надобно возбудить в ребёнке уверенность, что от него ожидают хорошего. Очень верно говорит Бенеке: «Хотение нравственного со стороны воспитанника есть необходимое условие нравственного поступка. Но так как хотение (воля) есть желание с представлением желаемого, как бы совершившегося через действие, то убеждение в возможности дела – необходимое условие всякого нравственного поступка. Вот почему в отношении дитяти, которого мы хотим исправить, как бы он не был испорчен, мы должны показать любовь и доверие.
Человеку вместе с другими стремлениями к совершенству врождено стремление к истине: мы хотим её знать; мы негодуем, когда нас обманывают; мы краснеем, обманывая, прежде чем сознаём даже, что это безнравственно. Педагогические советы Бенеке очень хороши:
1. Не принимать за ложь игры детской фантазии; дети часто лгут просто из
удовольствия новых комбинаций, часто перемешивая слова, не сознавая этого.
2. Нужно поправлять ребёнка, но не говорить, что он солгал, а тем более не называть его лгуном.
3. За признанную и обдуманную ложь надобно сильно наказывать, но надобно быть совершенно уверенным во лжи, а то лучше не заметить.
4. Если ожидаем, что ребёнок солжёт, то лучше избегать вопросов; не вынуждая ребёнка на ложь, узнать правду и прямо наказать его за проступок, если нужно.
5. За проступок, сопровождаемый ложью, наказывать сильнее; но за признание проступка – не прощать.
6. Руссо и Кант советуют не верить солгавшему мальчику; но Ж. П. Рихтер говорит, что такое неверие будет тоже ложь, и предлагает лучше запрещать ребёнку некоторое время говорить, так как он злоупотребил словом; но Бенеке замечает, что это будет хорошо не в отношении всех детей, и особенно – в отношении тех, которые будут ленивы говорить.
7. Воспитатель должен подавать собой пример правдивости и никого не обманывать.
Душа дитяти не пришла ещё к единству; наклонности в ней разорваны; общего морального настроения ещё нет; а из этого следует необходимость особого взгляда на поступки ребёнка. Например, видя, что дитя бьёт своего товарища по игре, никак нельзя заключать, что он его не любит. Напротив, он, может быть, его чрезвычайно любит; но тут – увлёкся минутой досады, «причём все задатки, в которых коренится любовь, остались лежать в стороне».
Бенеке требует, чтобы воспитатель всегда отличал «нарушения дисциплины от уклонений от морали: первое он может даже наказать строже, холоднее; при втором воспитатель должен иметь особенный акцент во взоре, в мине, в тоне голоса и т.д. Это выражено очень неясно; но, действительно, различие должно быть большое; но в чём оно должно быть?
Я думаю, что на административный проступок должно смотреть как на игру с двух сторон, окончившуюся для воспитанника проигрышем; а на нарушение морального правила как на несчастье, как на болезнь, от которой дитя может излечится только своей волей.
Длинные нравственные наставления, особенно однообразные, очень вредны, приучая душу к их бессилию. Последствия их: равнодушие, бесчувственность, лёгкое самоутешение, которые могут служить симптомами совершенно неудавшегося нравственного воспитания.
|
|
|