logo name
главная успеваемость дисциплина задание на дом о воспитании
Сценарии О России О Боге и душе Наше творчество Наши фото

   

 

Казанский П. Е. (1867-1947)
Господствующий в государстве народ



     Перед современными государствами лежит одна дорога – национальная, то же относится и к России. Надо раз и навсегда совершенно определённо установить, что развитие русского государства должно совершаться именно в русском направлении. Великое государство, населённое многими разнообразными по своему национальному происхождению, культуре и прошлой истории народами, может существовать только в таком случае и до тех пор, если и пока среди этих народов имеется один в духовном, экономическом и физическом отношении сильнейший, налагающий печать своего гения на всё общежитие, народ-хозяин, народ-господин. Обычно таким народом является тот, который и создал данное государство. Призвание его не в том, конечно, чтобы безусловно подавлять все остальные народы государства, а в том, чтобы сделать возможным в данном государстве объединительный, основывающийся на взаимных  уступках процесс, который происходит всюду на земле. Своим всё перевешивающим влиянием господствующий народ даёт именно определённое и постоянное направление этому процессу.
         Без перевеса отдельного народа взаимные отношения народов одного и того же государства свелись бы к одной безысходной борьбе, которая должна была бы привести лишь к распадению государства.
Господствующий в государстве народ должен представлять собой всестороннее могущество. Поэтому многоплеменное государство, желающее обеспечить своё будущее, должно обращать своё внимание на физическое укрепление, экономическое обогащение и духовное развитие именно народа-хозяина.  Ослабление внимания к этой основной задаче должно неминуемо влечь за собой гибель государства. Было бы ошибочно думать, что рост остальных народов государства, то есть инородцев, может заменить собой падающее значение народа-господина. Поднявшись выше уровня последнего, они будут, в виде правила, стремиться не к укреплению государства, а к его уничтожению. Иноплеменные народы до тех только пор полезны и даже вообще терпимы, с государственной точки зрения, пока перед ними открывается одна возможность существования и благоденствия: идти вперёд вместе с народом-господином и под его главенством. Только в том случае, если эта истина ясна для всех, как божий день, только до тех пор и государство развивается, то есть существует, потому это существовать значит развиваться. При этом условии многоплеменность государства является, в общем, даже источником его силы, богатства и духовной высоты.
Итак, ни один государственный народ не может не только господствовать, но и существовать, не опираясь на физическую мощь и не располагая экономическим богатством, но главную составную часть национальной силы составляет, конечно, его духовная мощь. Только обладая последней, народ может быть и физически, и экономически могуществен, безусловно господствовать. Духовное могущество народа должно быть созидаемо на широком основании национальных религий, нравственности, права, искусства и науки. Определённой задачей государства должно быть культивирование души народа: мысли, чувства и воли народных. При этом объектом внимания должна быть и каждая человеческая личность, и разного рода общественные образования, в которых концентрируется национальная жизнь, и, наконец, весь народ в полном составе.